Содержание

Саамская деревня — это этнокультурный комплекс, где можно познакомиться с традициями, бытом и укладом жизни коренного народа Крайнего Севера. Здесь сохраняются и передаются обычаи, ремесла, язык и уникальная духовная культура саамов.

История Саамской деревни

До XX века — традиционное поселение

До появления оседлого образа жизни саамы жили в полукочевых общинах, перемещаясь за стадами северных оленей. Зимовки устраивались в постоянных местах, где со временем формировались небольшие поселения — деревни или стоянки. Постройки были максимально адаптированы к суровому климату: куваксы, землянки, хранилища для рыбы и мяса. Деревни не имели постоянных границ и менялись вместе с кочевыми маршрутами.

XX век — утрата традиций

С середины XX века начался процесс урбанизации и насильственной ассимиляции. Саамов переселяли в города и совхозы, отучая от кочевого образа жизни. В это время произошло массовое разрушение традиционной культуры и снижение интереса к старым промыслам и обрядам. Большая часть традиционных поселений была заброшена или перестроена.

1990-е — возрождение интереса

После распада СССР усилилось внимание к малочисленным коренным народам. Саамы получили больше культурных прав, в том числе право на изучение языка, проведение праздников, создание собственных общественных организаций. Появились первые инициативы по сохранению традиционной культуры, в том числе идеи создания этнических деревень — мест, где можно возродить утраченные элементы быта и верований.

2000-е — основание Саамской деревни

В этот период на Кольском полуострове и в других регионах Севера появляются первые этнодеревни — как частные, так и общественные проекты. Основной целью таких деревень стала реконструкция традиционного уклада жизни: строительство чумов, мастерских, зон для общения с животными (в первую очередь с оленями), восстановление ритуальных объектов, священных мест, обучение национальным ремеслам.

Саамская деревня стала культурно-образовательной площадкой: здесь проходят мастер-классы, народные праздники, выступления йойк-певцов, занятия по саамскому языку и мифологии.

2010-е годы и сейчас

Сегодня Саамская деревня — это не только этнографический объект, но и символ культурного возрождения. Она привлекает исследователей, туристов, студентов и самих представителей этнической группы. Здесь ведется работа по сохранению языка, восстановлению традиций, развитию ремесел и поддержке самобытной идентичности.

Помимо культурной и просветительской миссии современные деревни выполняют и социальную функцию: создают рабочие места, развивают малый бизнес и помогают сохранить связь между поколениями.

Саамская деревня

Кто такие саамы?

Саамы — коренной финно-угорский народ Севера, издавна населявший территорию, известную как Лапландия (или Сапми), которая охватывает северные районы Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольский полуостров в России. Они считаются одним из самых древних этнических групп Европы, и их культура формировалась в условиях сурового арктического климата и тесной связи с природой.

Язык и культура

Саамский язык принадлежит к финно-угорской группе и насчитывает несколько диалектов. Некоторые из них столь различны, что взаимопонимание между носителями разных ветвей затруднено. Универсальным считается нотозерский диалект (колтта).

В России наиболее распространен кильдинский диалект. Несмотря на давление доминирующих культур и отсутствие официального статуса, саамский язык продолжает изучаться и передаваться в семьях.

Культура саамов включает в себя богатые устные традиции: сказания, мифы, песни (в особенности йойки — особая форма ритуального пения). Им присуще уникальное мировоззрение, в центре которого — уважительное отношение к природе и духам местности.

Образ жизни

Исторически саамы вели полукочевой образ жизни. Основой хозяйства было оленеводство: северные олени обеспечивали пищу, одежду, транспорт и материалы для быта. Кроме того, саамы всегда занимались рыболовством, охотой и ремесленным производством: выделкой шкур, резьбой по кости и дереву, изготовлением украшений и национальной одежды.

Современность

Сегодня саамы активно участвуют в культурной и общественной жизни. Существуют саамские парламенты, издаются книги и газеты на саамском языке, проводятся фестивали и мероприятия, направленные на сохранение самобытности. В России ведется работа по поддержке языка, ремесел и культурного наследия саамов.

Саамы

Традиции саамского народа

Традиции саамов веками формировались в условиях сурового севера, кочевого образа жизни и тесной связи с окружающим миром. Они отражают уважение к стихиям, животным, предкам и духам мест, а также сохраняют в себе элементы древних мифологических представлений и устойчивые формы хозяйственной и семейной организации.

Духовная культура и мировоззрение

Центральное место в саамских верованиях занимали природа и духи, с которыми нужно было находиться в постоянной гармонии. Особое значение имели священные сейды — камни или участки, где, по верованиям, обитали души шаманов. Люди приносили туда кровь животных, рыбу и мясо в качестве угощения. Сейды все еще сохранились на горах Воттоваара, Кивакка и Нуорунен в Карелии.

Шаманы (нойды) считались жрецами и знахарями. Они выступали посредниками между миром людей и миром духов. С помощью бубна и пения йойка они входили в транс, исцеляли, предсказывали, проводили ритуалы.

Йойк — голос предков

Йойк — это традиционное саамское пение, не просто мелодия, а способ передать суть человека, животного, места или события. Каждый человек мог иметь свой личный йойк. Это важная часть устной культуры, в которой хранились воспоминания, эмоции, духовные знания. Йойки исполняются без инструментального сопровождения, мелодия может повторяться с вариациями, а текст часто минимален или заменяется звуками, передающими состояние.

Оленеводство и традиционный быт

Оленеводство — основа хозяйственной жизни саамов. Олени давали все необходимое: мясо для пищи, шкуры для одежды и укрытие, рога и кости для инструментов и украшений. Зимой саамы передвигались на упряжках, запряженных оленями, летом — на лодках или пешком.

Жилище

Кувакса — традиционное переносное жилище из жердей, покрытых шкурами или берестой.

Вежа (куэть) — стационарное строение, обычно выполненное в форме четырехугольной пирамиды с усеченной вершиной.

Позже саамы стали сооружать чумы — жилища в виде конического шатра с деревянным каркасом, покрытым оленьими шкурами или тканью. Внутри обычно расположен очаг, вокруг которого собирается вся семья.

Семейные и календарные праздники

Саамская семья была многопоколенной и равноправной. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе уважения к природе, старшим и традициям.

Каждое важное событие в жизни — рождение, инициация, свадьба, смерть — сопровождалось ритуалами и знаками, чтобы укрепить связь человека с духами рода и земли. Например, по саамскому обычаю ребенку при рождении дарили оленей, детеныши которых принадлежали ему, а не родителям.

У саамов есть свои календарные праздники, которые они отмечают:

  • 7 января — день чистого снега;
  • 6 февраля — день саамов;
  • 22 мая — день саамского слова.

К современным традиционным мероприятиям относятся Фестиваль саамской музыки и культуры, а также зимние и осенние Саамские игры.

Чум
Чум — традиционное жилище саамов

Ремесла и одежда

Саамы — искусные мастера. Они изготавливали украшения из бересты, кости, рога, кожи, плели пояса, шили обувь и одежду из оленьих шкур.

Национальный костюм имеет строгую символику: цветовая гамма и орнаменты отражали принадлежность к определенному роду и региону. Он отличается яркими цветами, геометрическим орнаментом и использовался как в быту, так и для ритуалов.

В саамской традиции перед началом рыбной ловли принято задабривать морских духов. Для этого в воду бросают медную монету с просьбой о богатом улове. Считается, что духи принимают дар и в ответ посылают рыбакам много крупной рыбы.

Где находится Саамская деревня и как до нее добраться

Саамская деревня (Самь-Сыйт) расположена на Кольском полуострове в Мурманской области, вблизи Ловозера. Ближайший населенный пункт — село Ловозеро, которое часто называют сердцем саамской культуры в России. Отсюда удобно добираться до местных этнических объектов, включая деревню, этнографические площадки и священные места.

Из Мурманска

  • На автомобиле: по трассе Р-21 (“Кола”) до поворота на Ревду, затем через Ревду до Ловозера. Дорога занимает около 3,5-4 часов. Дороги частично асфальтированные, но зимой проходимость ухудшается.
  • На автобусе: регулярные рейсы из Мурманска до Ловозера отправляются с автовокзала, время в пути — около 5 часов.
  • На поезде: доехать до станции Апатиты или Оленегорск, а затем взять такси или трансфер до Ловозера.

Движение может быть ограничено из-за погодных условий, поэтому лучше заранее уточнять расписание транспорта и состояние дорог.

Саамская деревня (Самь-Сыйт)
Источник фото: сайт https://lovozero51.ru/

Достопримечательности Саамской деревни

Саамская деревня на Кольском полуострове — одно из самых интересных мест для знакомства с культурой коренных саамов. Туристы часто приезжают сюда, чтобы увидеть два главных объекта — аллею идолов и саамский дом. Также интересно побывать в оленьем загоне, покормить животных с рук, покататься на оленях и собаках.

  • Саамский чум — одна из главных достопримечательностей. Посетителям интересно увидеть, как устроен быт кочевого народа Севера, заглянуть внутрь, посидеть у огня и почувствовать атмосферу настоящей северной жизни.
  • Аллея саамских идолов — это ряд деревянных статуй в деревне Самь-Сыйт. Каждый идол символизирует одну из стихий (огонь, земля, вода, воздух) или какой-то аспект жизни (любовь, счастье, удача, судьба, здоровье). Говорят, если в последний раз вы загадывали желание и оставили у идола монетки или сладости, оно сбудется.
Аллея саамских идолов
Источник фото: https://vk.com/lovozero51

Интересные факты о Саамской деревне

  • “Самь-Сыйт” в переводе с саамского языка означает “Саамская деревня”.
  • Саамская община получила землю для постройки деревни в 2010 году. Здесь было организовано первое частное оленеводческое хозяйство в Мурманской области.
  • На территории деревни размещены реконструкции традиционных саамских жилищ, хозяйственные постройки, предметы быта и ритуальные объекты.
  • В деревне живут северные олени, кролики и собаки, в частности хаски. Оленей можно покормить с рук — это понравится и детям, и взрослым.
  • В 2017 году Саамскую деревню посетило более 10 тысяч человек, что сделало ее одним из главных центров этнокультурного туризма в регионе.
  • Гости могут попробовать такие блюда саамской кухни, как салат из сига с морошкой, похлебка из оленины, сырое замороженное мясо, чай на травах (пакула) и др.

Подберите мне тур

Нажимая вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Комментарии

Добавить комментарий

1

Имя файла:

Размер файла: